«Жестянка Лиззи», или Ford Model T: несколько интересных фактов из истории авто для простых людей

Большинство наших современников считают первым народным автомобилем «Фольксваген Жук» Фердинанда Порше. И мало кто слышал о том, что первый доступный простому человеку автомобиль создал Генри Форд в 1908 году. Он стоил 850 долларов, а к 1925 году «Форд модель Т» продавался уже по 300.

«Жестянка Лиззи», или Ford Model T: несколько интересных фактов из истории авто для простых людей

Не роскошь, а средство передвижения

До его появления на рынке автомобиль могли позволить себе только богатые. И тогда Форд лихо заявил, что его компания сделает автомобиль, доступный простому американцу.

«Жестянка Лиззи», или Ford Model T: несколько интересных фактов из истории авто для простых людей

Генри был человеком дела. Сказал, и за короткий промежуток времени сделал. Для того, чтобы сдержать свое слово, ему пришлось усовершенствовать сборочную линию Олдса. Форд добавил к ней ленты, которые перемещали собираемые авто вокруг завода. Экономия времени была потрясающей: вместо 12,5 часов на сборку машины требовалось менее трех. Резко снизилась себестоимость, на рынок хлынули дешевые автомобили Форда для простого человека.

Топливо: бензин или этанол?

«Жестянка Лиззи», или Ford Model T: несколько интересных фактов из истории авто для простых людей

Ходят слухи, что изначально «Форд Т» работал на этаноле. А на бензин Форд перевел ее после принятия сухого закона.

Некоторые сторонники теории заговора утверждают, инициатором сухого закона стал нефтяной магнат Джон Д. Рокфеллер только для того, чтобы «Форд модель T» работала на бензине. Якобы он рассчитывал на увеличение своих прибылей.

Эти утверждения не соответствуют действительности. Форд действительно экспериментировал с топливом, но это было в период 1916-1925 годов. «Форд Т» всегда оснащался бензиновым двигателем.

Универсальность

«Модель T» была настолько примитивной конструкции, что любой умелец мог использовать ее не не только для передвижения.

«Жестянка Лиззи», или Ford Model T: несколько интересных фактов из истории авто для простых людей

Автомобиль перепрофилировали в трактор, снегоход, мельницу, лесопилку и прочие механизмы буквально на глазах. Чуть позже появились бизнес-проекты, предлагавшие готовые комплекты запчастей для модификации автомобиля в другие механизированные устройства.

В истории «Форд Т» зафиксирован очень интересный факт: один священнослужитель превратил «Форд Т» в передвижную церковь. Ряд железнодорожных компаний из этой модели создавали прообразы дрезин, которые использовали для осмотра путей и быстрого подвоза стрелочников для перевода стрелок между путями на крупных железнодорожных узлах.

Снимали одну из задних шин, заменяли ее ременной передачей и соединяли со шкивом мельницы. Двигатели старых машин устанавливали на лодки, подсоединяли к ним насосы…

В общем, Генри Форд создал уникальный конструктор для взрослых мальчиков.

Форд считал свою модель Т «золотым дном» и не планировал выпускать ничего другого. Но одна из модификаций, сделанных народным умельцем, так понравилась ему, что он изменил свои планы.

Модель TT

«Жестянка Лиззи», или Ford Model T: несколько интересных фактов из истории авто для простых людей

Форд заметил, что некоторые фермеры заменяют задние сиденья деревянным настилом для перевозки грузов. И выпустил грузовую модификацию автомобиля, назвав ее «Форд модель ТТ». Это авто отличалось от базовой легковушки более тяжелой рамой и грузовым кузовом.

Первая модель грузовика ТТ поступила в продажу 27 июля 1917 года. До конца года продано было 209 автомобилей.

В 1927 году вышла новая модель грузовика AA. В 1948 году вышел на рынок грузовик серии F.

Управление автомобилем

Управление «Фордом» модели Т было очень непростым. Для современного человека такое положение вещей кажется странным, но в начале XX века это было совершенно нормальным делом.

Читай продолжение на следующей странице

«Жестянка Лиззи», или Ford Model T: несколько интересных фактов из истории авто для простых людей