Действительно ли приложения для знакомств уничтожают культуру свиданий и ухаживаний? Антропологи говорят, что нет. Не «Тиндер» влияет на культуру, а она на него

Некоторые журналисты утверждают, что «Тиндер», «Гриндр» и все остальные не только «открыли новую эру в истории романтики», но даже привели к «апокалипсису отношений», делая свидание неприятной конкуренцией среди друзей вместо веселого поиска партнера. Но мы не можем винить только приложения для знакомств. Технологии всегда играли роль в брачных ритуалах: от рекламы одиноких сердец в газетах до автомобилей и кинотеатров, которые помогли сформировать романтическую природу свидания, чтобы посмотреть фильм. Ведь от появления телефона до социальных сетей культура знакомств тесно связана с технологиями.

Конечно, приложения добавили новый опыт в знакомства и помогли привести к огромному изменению первой встречи с потенциальным партнером, но влияние технологий зависит и от окружающей культуры.

Как мир изменил социальные медиа

Проблема с постоянным акцентом на приложениях в качестве основной силы, толкающей нас на новые рубежи в отношениях, заключается в том, что она имеет тенденцию отбрасывать различия между сообществами в сторону. Это полностью игнорирует роль людей в формировании того, для чего и как используются приложения для знакомств.

Действительно ли приложения для знакомств уничтожают культуру свиданий и ухаживаний? Антропологи говорят, что нет. Не "Тиндер" влияет на культуру, а она на него

Антрополог Дэниэл Миллер и его коллеги обратились к этому вопросу в своем исследовании 2016 года «Как мир изменил социальные медиа», в котором рассматривалось использование социальных сетей в девяти различных местах по всему миру. Неудивительно, что различные культурные контексты привели к совершенно разному использованию социальных сетей. Приложения не меняют поведение людей, а, скорее, меняют способ работы платформ для них.

Различия в контенте

Нечто, кажущееся обыденным и нормальным в одном контексте, было почти невозможно понять, когда его переносили куда-то еще. Например, этнограф Элизабетта Коста рассказала женщинам на юго-востоке Турции о том, как они используют Facebook. Ее участники были поражены, обнаружив, что у людей в некоторых странах обычно есть только одна учетная запись Facebook и она содержит их реальные данные. «Разве они не используют псевдонимы или поддельные профили? — спросила одна из респонденток. — Я не могу в это поверить. Как это может быть возможно, что они о себе пишут правду?»

Интересные исследования

В рамках текущих исследований в Берлине, посвященных изучению местного культурного контекста, стоящего за использованием приложений для знакомств, были обнаружены различия. Например, один из респондентов из Литвы предположил, что организация свиданий в Берлине имеет совершенно иной культурный оттенок, чем в Вильнюсе: в Берлине считается свидание даже если вы просто пьете вместе пиво, в то время как в Вильнюсе это не будет рассматриваться как свидание, если только не закончится первая встреча ужином в ресторане.

Мы должны относиться к приложениям для знакомств с пониманием того, что именно пользователи и их особые культурные условия определяют эффективность технологии. Вы можете представить один и тот же элемент технологии 100 различным сообществам, и он будет использоваться 100 различными способами. Таким образом, приложения для знакомств — это инструмент, встроенный в культуру определенного места.

Онлайн-знакомства как широкая сфера общения

Кроме того, приложения для знакомств не являются изолированным явлением. Они выросли из культуры, которая уже вовлекает большое количество наших ежедневных взаимодействий с другими людьми, происходящими онлайн. И идея в том, что встреча фактически является отличным способом взаимодействия, отделена от реальной жизни и отличается от нее, сама по себе неверна, потому что эти взаимодействия теперь являются просто аспектом нашей повседневной жизни. Как утверждает Миллер, мы бы не сказали, что телефонный звонок не является частью «реальной жизни». И поэтому общение с людьми по электронной почте, через мгновенные сообщения, социальные сети и приложения для знакомств — все это разные аспекты нашей более широкой сферы общения.

Читай продолжение на следующей странице